Древние деньги.

Блог о деньгах Деньги не голова: наживное дело.

Древние деньги.

С чего всё началось?

Еще в очень глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда и торговали. Обмен — это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что очень нужно. Например, почтовые марки на открытки или перочинный нож на фонарик. Тебе хорошо и тому, с кем менялся, — тоже. Это и есть взаимовыгодный обмен, или, как теперь часто говорят, бартер.


Так вот, у бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди вовсе не знали денег... В каменном веке они жили племенами, занимались охотой, скотоводством, изготовлением примитивных каменных орудий. Ясное дело, гоняясь за зверем, охотник не мог обойтись без лука и стрел или крепкого копья с острым наконечником. Хорошо, если он сам умел изготовить стрелы и копье. А если нет?


Тогда охотник вынужден был идти к мастеру, который их отлично делал. И отдавал, к примеру, за новое копье шкуру убитого на охоте козла. А за пучок стрел — шкуру оленя, потому что стрелы ценились дороже. Ведь чтобы их изготовить, нужно больше времени. И охотнику было хорошо, и мастеру — тоже.


«Цены» в таких случаях устанавливались всякий раз свои. Тут многое зависело и от «сговорчивости» меняющихся, и от качества изделия и качества добычи охотника. Однако, как ни удобен был бартер, именно он и привел к необходимости денег...


Когда происходил обмен товара на товар, почти всегда возникали споры. Каждому казалось, что его обманули, что его товар гораздо ценнее, ему за него дали меньше, чем следует. Например, за добротную шкуру три стрелы вместо пяти...


Или еще как бывало. К примеру, охотник пришел со шкурой оленя, ему потребовались стрелы, а тому, у кого есть стрелы, шкура оказалась не нужна. Зато нужны кувшины. Владельцу же кувшинов ни к чему стрелы, ему шкуру подавай. Догадается ли охотник, как ему поступить? Конечно. Он поменяет шкуру на горшки, а потом уж горшки на стрелы.


А как было бы все проще, если бы он принес с собой не шкуру, а такую вещь, какая всем нужна и за которую ему всё дадут — и кувшин, и стрелы, и всё, что угодно. И со временем такая вещь нашлась. Это были древние деньги.


Люди научились определять стоимость каждого товара и платили за него ту или другую сумму древних денег. И все были довольны. Потому что деньги оказались таким товаром, который выражал стоимость любого товара, или, как еще по-другому говорят: они стали всеобщим эквивалентом (равноценным всем товарам).


Давным-давно, в том же каменном веке, началось и разделение труда, которое было главной причиной развития обмена. Кто-то стал заниматься охотой — у него это получалось лучше всего. Кто- то стал жить тем, что мастерил охотничью снасть — у него это получалось лучше всего. А еще кто-то не умел ни охотиться, ни мастерить стрелы и копья. Зато он помогал охотнику и мастеру, становился посредником между ними. Мастер уже не беспокоился о сбыте своих изделий.


Он передавал их посреднику на определенных условиях, а охотник уже у посредника выбирал то, что ему нужно. И мог заказать посреднику что-то на будущее. А посредник передавал этот заказ мастеру. Но не один же охотник нуждался в стрелах и копьях, их было множество (могли приходить и из соседних племён), значит, и мастеров было немало. (У мастеров уже в каменном веке существовало свое разделение труда: один готовил древки для копий, другой — наконечники, третий — вил тетиву для лука и т.д.).


Что касается посредников, то и их стало числом поболее. И в определенные дни они сходились с изделиями труда мастеров в каком-то всем известном месте, где и обменивали (продавали) изделия кому потребуется.

Что-нибудь напоминает нам такие первобытные торговые дни? Конечно, — наши ярмарки и наш рынок. Вот он еще когда зародился — в каменном веке, 30 тысяч лет назад.


В средневековье, начавшемся после падения Римской империи, произошло важное историческое событие: разделение труда между крестьянами и ремесленниками. Прежде каждый из них сам себе был и жнец, и швец, и на дуде игрец. А потом люди поняли, что полезнее заниматься чем-то одним: либо землю пахать, либо молотком стучать.


Так можно достичь хороших результатов. Постепенно образовалось в городах средневековья сословие ремесленников, которые, к примеру, довольно быстро одели европейцев в шерстяную одежду, заменившую меховую и льняную. А крестьяне отдавали труду столько времени, сколько требовалось для выращивания отличного урожая...


Конечно же, и прекрасные ремесленники не могли обойтись без хлеба, и старательные крестьяне не могли обойтись друг без друга: одним нужен был хлеб, другим — ремесленные изделия. Однако везти продавать свои изделия ремесленникам было не к лицу и недосуг. Да и крестьянам — каждому везти свой урожай в город нелегкое дело. Да и времени нет.


Тут-то и вышли на сцену купцы - посредники. Купив у ремесленника изделия оптом, они выгодно, прежде всего для себя, продавали их крестьянам за древние формы денег. Точно так же скупали они у крестьян урожай и продавали его в городе. Зная цены на товары в разных городах и даже других странах, купцы - посредники повсюду извлекали выгоду и быстро богатели. Скоро они стали влиятельной силой.


Продолжение: Какими были первые деньги?


Поделиться заметкой:

декабрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31